Новости

Нельзя утвердить мировое соглашение с преференциями для одного из кредиторов в ущерб интересам остальных

Суды не стали утверждать мировое соглашение в деле о банкротстве, согласно которому все кредиторы, кроме ФНС, прощали должнику выплату мораторных процентов.

Фабула дела

25.05.2022 в отношении компании ввели процедуру внешнего управления. Однако решением от 09.09.2022 план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, был признан недействительным, компанию признали банкротом и ввели конкурсное производство.

15.12.2023 конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения и прекращения производства по делу. Согласно условиям мирового соглашения, задолженность компании перед кредиторами, чьи требования включены в реестр, в том числе перед ФНС, составляет 269,4 млн рублей. Сумма указана на дату проведения собрания кредиторов, на котором мировое соглашение было утверждено. Размер требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, в связи с заключением мирового соглашения, составил 249,8 млн рублей, в качестве обеспечения исполнения обязательств должник должен был предоставить кредиторам свое недвижимое имущество. Кроме того, согласно мировому соглашению конкурсные кредиторы, за исключением ФНС, должны освободить должника от уплаты процентов. Также мировым соглашением устанавливали вознаграждение конкурсного управляющего в размере 13,6 млн рублей. И наконец, единственный учредитель должника обязался предоставить кредиторам личное поручительство в случае невозможности для должника исполнить условия мирового соглашения. Срок исполнения мирового соглашения — 3 года.

Как решили суды

Суд первой инстанции в утверждении мирового соглашения отказал. Суд указал на явные преференции уполномоченного органа перед другими кредиторами, указанными в мировом соглашении. А именно, что по задолженности в отношении ФНС мораторные проценты подлежат уплате, а в отношении других кредиторов — нет. Кроме того, требования ФНС в размере 65,8 млн рублей должны быть обеспечены залогом недвижимого имущества общей стоимостью 69,2 млн рублей. То есть, размер обеспечения должен превысить размер требований. Когда, как в отношении остальных кредиторов с общей суммой требований 181 млн рублей размер обеспечения составил 93,8 млн рублей.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции полностью согласился:

«Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что мировое соглашение предполагает преференции требованиям ФНС России, по сравнению с иными кредиторами в части предоставляемого объема обеспечительной сделки».

Кроме того, было установлено, что за весь 18-месячный срок внешнего управления должника, план внешнего управления, предполагающий получение дохода от аренды имущества, не исполнялся, что послужило основанием для ФНС обратиться с заявлением о введении конкурсного производства. В ходе конкурсного производства были установлены обстоятельства вывода активов единственным учредителем должника, были признаны недействительными договоры купли-продажи в отношении 28 объектов недвижимости. Также с него взыскали убытки.

В дальнейшем выводы судов по мировому соглашению не оспаривались.

Постановление 6 ААС № 06АП-4927/2024 от 03.12.2024 по делу № А73-20851/2020
Корпоративный блог